Блог психолога

Про рыбу и удочку

Блог психолога

Есть известная поговорка: «Дай голодному рыбу - и ты накормишь его на один день.
Дай ему удочку, научи его ловить рыбу - и ты накормишь его на всю жизнь».

Если посмотреть с точки зрения, что рыбак, который умеет ловить рыбу - это взрослый, а тот, кто не умеет - ребёнок, то если следовать этой поговорке бездумно - есть опасность получить не взрослого, а ребенка, имитирующего взрослого. Если зависть ребенка к умению взрослого кормить, превышает благодарность за то, чтобы есть и быть накормленным, то у такого ребенка есть риск прийти ко всем известному т.н. "синдрому самозванца". Или к известному эффекту «быть голодным за богато накрытым столом». Попросту это называется «неумение брать». Знаете, это вечное ощущение, что вроде все есть, но ничего как будто нет. Или ощущение, что вроде как среди равных находишься, но нет - ощущение, что пролез как ряженый на чужое место. 

Как это получается? В хорошем случае, ребёнок, который хочет вырасти во взрослого - "ест рыбу", которой его кормит взрослый, растёт, благодаря этому становится сильнее, и постепенно научается у взрослого "ловить рыбу".

Но если ребёнок слишком завистлив к умениям взрослого, то он не "ест рыбу", он требует: "научите ловить!" В итоге получается голодный маленький завистливый ребенок, отягощенный непосильной ответственностью взрослого. Вот и всё. Не взрослый сильный, которому ответственность по силе, а ребенок, ряженый во взрослые «умения», но на самом деле они ему не по плечу. 

С благодарностью "съеденая рыба", даёт силы учиться её ловить. И тогда получается не ребёнок, имитирующий взрослые способности, а настоящий взрослый. 

А «мораль» отсюда такова )): всему свое время. Есть время есть рыбу, а есть - учиться её ловить. Ибо «ловле рыбы» учиться должен сытый ребенок, который наел достаточно сил для этого.

Взрослый и ребенок - это не только про реальный возраст, но и про психологическую зрелость. Можно и в 5 и в 50 лет быть «ребенком, ряженым во взрослого». Таких великовозрастных «детей» можно узнать по их тягостному состоянию неподъёмности обычных рутинных обязанностей взрослого человека.